• Центр компетенций САПР
  • в строительстве с 1994 г.
Техподдержка

Техподдержка

Все о системах автоматизированного проектирования (САПР) и BIM технологии

Подготовка проектной документации к проведению экспертизы в электронном виде

экспертиза в электронном виде

Переход от бумажного документооборота к электронному запущен уже давно, изменения происходят как на уровне предприятий, так и на государственном уровне. В частности, для организаций, выпускающих проектную документацию и результаты инженерных изысканий объектов, с 1 сентября 2016 года меняется процесс приема документации объектов в Главгосэкспертизу, капитальное строительство или реконструкция которых осуществляется частично или полностью за счет федерального бюджета. Теперь она сдается в экспертизу в электронной виде и только так. С 1 января 2017 года данный подход будет распространяться и на подачу всех новых проектов в региональные экспертные организации согласно Постановлению Правительства РФ от 7 декабря 2015 г. N 1330 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145".

Проблемы и сложности

В связи с переходом на экспертизу проектной документации в электронном виде возникают сложности и у заявителей, и у экспертов.

В проекте перехода организаций к предоставлению услуг по проведению экспертизы в электронном виде существуют экономические, технические и организационные трудности, а на выполнение поставленных задач осталось меньше двух месяцев.

Проект проверяется экспертами на соответствие государственным нормам, правилам и стандартам, а также технических требованиях к проектной документации. При наличии же отрицательного заключения государственной экспертизы такая документация не может быть утверждена застройщиком или заказчиком. Значит, потребуются дополнительное время и материальные затраты на доставку всего комплекта, чтобы внести исправления в техническую документацию, а возможно, и подготовить новый пакет технической документации. Техническая документация, разрабатываемая и передаваемая подрядчику для проведения строительных работ, должна включать в себя конкретный перечень документов, утвержденный нормативно-правовым актом.

Отсутствие необходимого перечня документов, несоблюдение структуры и технических требованиях к проектной документации является основанием для отказа в принятии проекта, представленного на государственную экспертизу и в бумажном, и в электронном виде.

Долгое время документация сдавалась в экспертизу в бумаге, что приводило к большим временным и финансовым потерям при возвращении проекта на доработку. Последние несколько лет лишь некоторые региональные экспертные организации постепенно меняли регламент проведения экспертизы, в том числе стали принимать не только бумажные оригиналы, но и файлы с чертежами и пояснительными записками в качестве вспомогательного материала, чтобы сократить время проверки и составления заключения.

Сейчас же наступает новая эра — работа с электронными документами, а именно с электронными подлинниками, которые должны заменить бумажные оригиналы.

Давайте рассмотрим некоторые сценарии работы государственной экспертизы проектной документации в электронном виде, а именно сценарии работы с установленными форматами электронных документов, предоставляемыми в органы государственной экспертизы согласно Приказу Минстроя России от 21 ноября 2014 года № 728/пр. Также в этом приказе сформулированы технические требования к проектной документации, которые определяют порядок подготовки в электронном виде текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной документации.

Рассмотрим сценарии работы с некоторыми привычными форматами, например, doc и dwg. Такие файлы подвержены случайному искажению, а также сильно зависят от пользовательских настроек (шрифты, стили линий), версий программного продукта, в которых они были созданы. В случае, если проектировщик передает такой файл в экспертизу, то существует большая вероятность искажения полученной информации при просмотре. И даже защитив файл электронной подписью, вероятность искажения информации сохраняется, в то время как сам сертификат подписи останется валидным. Напомним, что подписанный квалифицированной электронной подписью документ считается юридически значимым и приравнивается к бумажному с собственноручной подписью. А участники процесса несут юридическую ответственность при работе с электронными документами.

Перейдем к документам формата pdf. Казалось бы, он способен защитить файл от внесения изменений, так как является форматом фиксированной разметки. Но при работе с ним возникают другие трудности. В проектной документации содержится большое количество насыщенной графикой чертежей, поэтому при их просмотре и передаче между экспертами возникают большие нагрузки на компьютеры и локальные сети, уходит очень много времени на их обработку.

Применение формата XPS

Предлагаем рассмотреть применение открытого формата XPS. Этот формат встроен в операционные системы Windows, поэтому не потребует никаких дополнительных программ для его использования. Средства работы с XPS для других операционных систем (Mac OS, Linux, iOS, Android) присутствуют в свободном доступе. Формат XPS позволяет корректно воспроизводить символы всех шрифтов, использованных в документе, даже при отсутствии этих шрифтов на компьютере пользователя. А чтобы преобразовать редактируемый файл в документ XPS, достаточно распечатать его на виртуальном принтере «Microsoft XPS Document Writer», встроенном в операционные системы семейства Windows, начиная с Windows XP SP3. Таким образом, мы получаем электронный документ, защищенный от внесения изменений и возникновения искажений при его просмотре, который выглядит именно таким, как создал его автор, независимо от программ, в которой был разработан. Формат XPS позволяет использовать усиленную электронную подпись согласно стандартам СПДС (с указанием роли подписанта) без установки дополнительного ПО, после чего документ становится электронным подлинником.

Формат XPS наряду с форматом PDF рекомендован к использованию в «Технических требованиях к проектной документации, размещаемой в электронном виде в информационных системах города Москвы»

Image_15.jpg

Скачать

Постановление Правительства Москвы от 03.11.2015 N 728-ПП

«Об утверждении Технических требований к проектной документации, размещаемой в электронном виде
в информационных системах города Москвы»

Image_16.jpg

Формат XPS является открытым и основан на XML, что позволяет разработчикам ПО для организации работы с электронными документами добавлять дополнительные функции: нанесение замечаний к документам, автоматический анализ содержимого, автоматическое сравнение версий и т. д.

Рассмотрим организацию работы с электронными документами с применением системы Pilot-ICE. В данной системе организована работа с электронными документами в форматах фиксированной разметки (xps, pdf), обеспечивающих правильное отображение содержания независимо от используемых средств их разработки (операционных систем, прикладного ПО).

Pilot-ICE подробнее

Pilot-IСЕ содержит функционал для автоматизации работы с замечаниями к документам, который позволяет оставить графический (выделить цветным карандашом) или текстовый комментарий, вести переписку по каждому, видеть весь перечень замечаний к каждой версии электронного документа.

Инструменты согласования в Pilot-ICE

Рис. 1 . Инструменты согласования в Pilot-ICE

При работе с насыщенными чертежами крайне важно быстро осуществить сравнение версий документов. В Pilot-ICE реализован автоматический анализ и визуальное отображение различий в версиях документа для контроля изменений, произошедших в новой версии после отработки замечаний.

Отчет по замечаниям проекта в Pilot-ICE

Рис. 2. Отчет по замечаниям проекта в Pilot-ICE

Также с помощью инструментов анализа данных можно сформировать отчет по проекту с отображением документов, имеющих неотработанные замечания.

Отчет в Pilot-ICE по произошедшим изменениям в проекте

Рис. 3. Отчет в Pilot-ICE по произошедшим изменениям в проекте

Для ведения межорганизационного электронного документооборота, например, в связке проектировщик-заказчик, проектировщик-подрядчик или для взаимодействия с экспертными организациями в системе осуществляется экспорт/импорт проектов. При организации работы с электронными документами в Pilot-ICE появляются возможности оперативного согласования, а также анализа изменений состава и структуры проектной документации при повторной загрузке проекта в систему.

New Call-to-action

Систему Pilot-ICE уже используют в холдинговых структурах предприятий для проведения внутренней экспертизы проектов в электронном виде и для организации работы с электронными документами. Это решение также можно тиражировать на государственные и негосударственные службы для проведения экспертизы проектной документации в электронном виде.

Теги: Pilot-ICE, Организация работы с электронными документами, Экспертиза в электронном виде


« Вернуться на главную
Подписаться на блог

Облако тегов

Показать все

Предложить тему для публикации

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Подробнее